понедельник, 3 июня 2013 г.

Экономический взгляд на высшее образование

ВУЗ - это коммерческая организация

Практически все сегодня не довольны современным высшим образованием. Многие студенты жалуются на сильный разрыв тех знаний, которые преподают в вузе и тех, которые требуют на рынке труда, в результате они не могут найти работу. Преподаватели жалуются на низкую мотивацию студентов. Работодатели жалуются на плохую подготовку выпускников и нехватку определенных специалистов. И как мы к этому пришли?
С одной стороны, можно заметить, что основная масса студентов учится только ради "корочки", с другой, вузы всеми силами стараются привлечь побольше студентов на платной основе, с третей,  работодатели неохотно нанимают и обучают молодых специалистов. 
Начнем с последнего. Тут все просто - сильная монополизация многих отраслей экономики, слабая конкуренция, в итоге нет стимула расширять производство, следовательно не нужны новые сотрудники. Малые предприятия не могут себе позволить подготовку специалистов из-за больших рисков и издержек.
Далее, вуз - это коммерческое предприятие, т.е. стремящееся к максимизации прибыли. Как вы думаете, почему так много экономистов и юристов? С одной стороны это популярная специальность, с другой, себестоимость обучения минимальная по сравнению с другими специальностями. Поэтому почти в каждом вузе обучают этим специальностям и поступить туда очень легко. Тут вспомнился один анекдот:
"-Зачем нам обучать физиков? Для них нужно покупать дорогое оборудование, чтобы проводите свои эксперименты, лучше давайте обучать математиков! Им нужны лишь ластики, бумага и карандаши!
-Уж лучше тогда философов. Им и ластики не нужны."
Студенты же практически никогда не имеют достаточной информации о рынке труда, часто не имеют даже малейшего представления о будущей специальности. И эта вина Национального статистического комитета и Министерства труда и социальной защиты.  

Образование - это инвестиции

Все, наверное, понимают, что вкладывать деньги в свое образование - это одна из лучших инвестиций. Но давайте посмотрим на это со стороны работодателя. Конечно, для него лучше, когда рынок труда перенасыщен людьми с необходимой квалификацией, т.к. тогда этим работникам можно будет платить практически ту же зарплату, что и людям без образования. К тому же сам работодатель не делал никаких затрат на обучение этих специалистов, т.е. по сути он практически бесплатно пользуется инвестициями, сделанными кем-то до него. 

Образование в экономической теории

В теории все получается очень красиво:
выгоду от образования получают обучающийся, работодатель и государство. Первый получает больший шанс на хорошую зарплату, второй получает более производительного сотрудника, третий получает больше налогов из-за более производительного труда. Следовательно все три субъекта должны платить за эти выгоды. 
И основную проблему в этой теории видят в том, что работодатель не хочет вкладывать деньги в образование сотрудников, т.к. этих сотрудников может переманить конкурент, который не обучает сотрудников. Поэтому все ищут готовых специалистов. 

 Стоимость образования

С развитием компьютерных технологий стоимость передачи информации очень резко упала. Стоимость обучения с помощью интернета очень низкая. Но для того, чтобы этим эффективно пользоваться, следует сделать сравнительно небольшие для государства и достаточно существенные для отдельной фирмы инвестиции в создание интернет портала, где происходило бы это обучение. 

Идея тут простая: необходим образовательный портал, где работодатели смогли бы дешево обучать и подбирать себе специалистов, а соискатели могли бы бесплатно освоить необходимые навыки и знания для требуемой специальности. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий