Цена на товар определяется статусом продавца и покупателя.
Аристотель
Однажды, когда Насреддина оставили за главного в местной чайхане, в нее зашли позавтракать шах и несколько его приближенных, охотившихся неподалеку.
– У тебя есть перепелиные яйца? – спросил царь.
– Несколько штук я точно найду, – ответил Насреддин. Шах заказал омлет из дюжины перепелиных яиц, и Насреддин побежал за ними. После того как шах и его свита поели, он взял с них сотню золотых монет. Шах был ошарашен:
– Неужели перепелиные яйца – такая редкость в этих краях?
– Редкость здесь не перепелиные яйца, – отвечал Насреддин, – а посещения шаха.
Турецкая народная сказка
Ценова́я дискримина́ция (англ. Price Discrimination )— это ситуация на рынке, когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам. Проведение ценовой дискриминации возможно только на рынке несовершенной конкуренции в силу наличия у монополиста власти над ценой.
Википедия
Очень удивляет ситуация, что в международной торговле относительно редкие ресурсы продаются любому покупателю примерно по одной цене. Очевидно, что с общего рынка ресурсы массово скупаются богатыми странами. Для бедных же стран использование мирового рынка ресурсов в собственной экономике становится затруднительнее. Им ничего не остаётся, только как искать у себя, чтобы такое продать ненужное. В итоге, в бедных странах развивается только добывающая промышленность. Богатые же страны, имея дешёвые ресурсы, производят разные замечательные товары и продают их всем желающим втридорога.
Многим экономистам сразу бросается в глаза как раз наличие обрабатывающей промышленности в богатых странах, и её отсутствие в бедных. И они сразу делают вывод: "да они бедные, потому что тупенькие, не инвестировали в промышленность!" (Адам Смит, Робинсон Джеймс, Асемоглу Дарон и прочие).
Имея практический опыт работы на предприятии, я уверенно могу сказать, что для того, чтобы какой-то более менее серьёзный завод работал, нужен институт, а может и не один, нужны огромные инвестиционные вложения. Как правило, это всё непозволительная роскошь для бедных стран. Они, конечно, пытаются что-то такое сделать, но у них обычно получается только цех для конечной сборки. Исключение - Китай, но они очень много сил потратили ради такого успеха.
Есть другое решение - картель и ценовая дискриминация. ОПЕК - отличный пример как создавать международный картель. А ценовая дискриминация - это как раз для того, чтобы пошатнуть тренд "богатые богатеют, а бедные беднеют". Я имею ввиду, что нужно ресурсы богатым странам продавать по большой цене, а бедным - по низкой. Данная ценовая политика будет, на мой взгляд, не только прибыльна, но и гуманна и экологична! Бедные всех стран смогут улучшить своё положение, а богатые... получат ту цену, которую могут себе позволить, и уменьшат загрязнение природы.
Эта статья не для каких-то далёких африканских стран. Она и для нас. Например, создав картель Беларуси, России и Канады, можно серьёзно повысить цены на калийные удобрения с использованием ценовой дискриминации.
Ещё раз отмечу, что цены для бедных стран на ресурсы должны стать ниже. У них должна быть возможность улучшить своё экономическое положение. Т.е. такие картели должны быть похожи на Робин Гуда. Это гуманно, это правильно, это сделает мир более безопасным и приятным для всех.
Ещё раз отмечу, что цены для бедных стран на ресурсы должны стать ниже. У них должна быть возможность улучшить своё экономическое положение. Т.е. такие картели должны быть похожи на Робин Гуда. Это гуманно, это правильно, это сделает мир более безопасным и приятным для всех.
Комментариев нет:
Отправить комментарий